Чертальдо. Город Бокаччо и не только

Чертальдо (Certaldo) — на первый взгляд, это всего лишь один из десятков тосканских «борго», небольших исторических городков, населенных несколькими тысячами, или даже сотнями человек. Однако, Чертальдо можно рассматривать как обязательный пункт в географии тосканского путешествия. Расположенный на высоком холме, высящемся над живописной долиной реки Эльса, этот городок известен, прежде всего, как родина Джованни Боккаччо, а главной его достопримечательностью является дом-музей Бокаччо «Casa di Boccaccio».

Дом-башня Бокаччо в Чертальдо
Дом-башня Бокаччо на улице его имени

Но помимо памяти о великом средневековом писателе, вместе с Данте и Петраркой создавшем в XIV веке итальянскую литературную традицию, Чертальдо интересен и сам по себе, ведь это один из самых живописных и хорошо сохранившихся малых городов Италии. Удостоенный престижной награды «Оранжевого флага» национальной туристической ассоциации Touring Club Italia Чертальдо в отличие от соседних Сан-Джиминьяно и Вольтерры может похвастаться также и очень удобной транспортной доступностью – в город можно добраться по железной дороге, сев на поезд в Сиену из Флоренции или Пизы. Историческая часть Чертальдо расположена на холме, соединенном с более поздним «нижним городом» фуникулером. Средневековый город-борго, прозванный также замком (кастелло) окружен средневековыми крепостными стенами с тремя воротами: Порта Альберти, Порта аль Соле, Порта аль Ривеллино.

Дворец Преторов
Дворец Преторов

Первое поселение на месте нынешнего Чертальдо появилось еще в древне этрусскую эпоху, своим именем, однако, этот город обязан римлянам – название Certaldo происходит от латинского словосочетания «cerrus altus», дословно «высокий дуб». Многочисленные археологические находки этрусско-римского периода: керамика, утварь и инструменты, этрусские саркофаги ныне экспонируются на первом этаже средневекового Палаццо Преторио. Исторически Чертальдо впервые был упомянут в 1164 году, когда замок «Чертальдум» был процитирован в документе императора Фридриха Барбароссы, как феодальное владение графов Альберти. Историки, однако, утверждают, что в Чертальдо существовал и более ранний комплекс средневековых укреплений, позже вошедший в состав местного Палаццо Викарио (дворца викария). Он состоял из единственной укрепленной башни-донжона с окружающими ее жилищами и укреплениями. Башня находилась на вершине холма, с которого можно было контролировать знаменитую Франкскую дорогу (Via Francigena — Виа Франчиджена), главную паломническую и торговую дорогу Cредневековья, соединявшую Северную Европу с Римом. Расположение рядом с главной европейской экономической артерией способствовало бурному развитию и укреплению городка-борго в XIII-XIV веках. Именно тогда в Чертальдо были построены Палаццо Стриоции Ридольфи, Палаццо Джанноцци, Палаццо Скотто да Семифонте, дом-башня Делла Рена и Рыночная Ложа, а также городские стены с тремя воротами. Отличительной чертой Чертальдо, отличающей этот городок от других его средневековых соседей-борго, является отсутствие главной площади, где исторически была сосредоточена одновременно и религиозная, и общественная, и торговая жизнь. В Чертальдо, вытянутом вдоль гребня холма, просто нет достаточного места для такой плошади-форума. Вместо главной площади – центральной осью одновременно и в географическом, и в социальном смыслах является центральная улица Виа Бокаччо, на которой последовательно расположены главная городская Церковь, Ратуша (Дворец Преторов) и Рыночная Ложа (ее заложенные арки по-прежнему заметны в стенах дворца Стиоцци Ридольфи). Самым важным памятником Чертальдо, безусловно, является Палаццо Преторио, древняя резиденция графов Альберти, построенная еще в конце 12 века, а ныне превращенная в музей.

Вид на Чертальдо с башни дома Бокаччо
Вид на Чертальдо с башни дома Бокаччо

Сейчас здесь можно посетить помещения бывшей тюрьмы, зала собраний, архива, часовни и частных покоев викариев. На фасаде и внутри здания бережно сохранены многочисленные фамильные гербы каждого викария, когда-либо управлявшего городом. Рядом с дворцом открыта для посещения церковь Сан-Томмазо и Просперо постройки XIII века. Стоит посетить также и соседнюю церковь Сан Микеле и Якопо, где покоится прах великого Бокаччо, а также «Музей религиозного искусства» (Museo dell’Arte Sacra), расположенный в бывшем монастыре августинцев, где представлены многочисленные работы тосканских мастеров XII-XVI веков, а также великолепное Деревянное распятие из церкви Сан-Пьетро-де-Петроньяно первой половины XIII века.

церковь Сан Томмазо э Филиппо
Церковь свв. Фомы и Филиппа, где похороне Бокаччо

Бокаччо. Большая часть исследователей считает, что именно в Чертальдо в 1313 году родился один из создателей итальянского литературного языка Джованни Бокаччо (метрики не сохранились), здесь периодически жил он сам, здесь жила его семья, здесь писатель и умер в 1375 году. Дом Бокаччо ныне находится под охраной государства и превращен в музей, где помимо старинной обстановки и мебели есть учебный центр и драгоценная библиотека, в которой хранятся ценные исторические издания Декамерона. Джованни Боккаччо является одним из «трех венцов» итальянской литературы Золотого века, замыкая блестящую плеяду имен Данте и Петрарки, являясь мастером третьего, или «низкого» жанра бытовой новеллы. Написанный Бокаччо в 1349-1351 годах сразу после пандемии «Черной чумы» сборник новелл «Декамерон» принес ему наибольшую славу. Главное произведение Бокаччо это подлинная «энциклопедия итальянской жизни» своего интереснейшего для европейской культуры времени – позднего Средневековья и зарождающегося Ренессанса. Новеллы Боккаччо, описывают бурную и драматическую жизнь Италии XIV века и дают яркую картину быта и романтики, возвышенной любви и кровавых преступлений, евангельских притч и древних языческих средиземноморских сюжетов, бытового комизма повседневности и высокого трагизма сильных страстей. «Декамерон» Бокаччо считается началом классического жанра европейской новеллы.