ФЛОРЕНЦИЯ: КОЛЫБЕЛЬ-МАСТЕРСКАЯ-СОКРОВИЩНИЦА



Booking.com

Флорентийский синдром
400-тысячная Флоренция не входит в число мировых глобальных мегаполисов и не является даже и одной из европейских столиц. Несмотря на это, Флоренция остается одним из главных городов всей планеты, а ее имя известно любому минимально грамотному жителю каждого из континентов. В клинической психиатрии есть понятие «флорентийского синдрома», обозначающее нервный срыв, вызванный обилием окружающих предметов искусства. Подобный культурный шок, хоть и не в клинической форме, испытывает, наверное, каждый гость Флоренции, ведь «концентрация» культурного наследия на единицу площади здесь действительно самая высокая в мире.

Собор Санта Мария дель Фьоре (Santa Maria del Fiore) во Флоренции
Собор Санта Мария дель Фьоре с куполом Брунеллески

Это не случайно, ведь именно в столице Тосканы родилась и расцвела эпоха Возрождения-Ренессанса, во многом сформулировавшая идеи и принципы, на основе которых зиждется ныне привычный для нас мир. Именно Ренессансу мы обязаны появлению в Европе рационального, а потом и научного подхода к познанию и созиданию окружающей действительности, поставившего в центр мира Человека и его Разум. Именно гении Ренессанса начали искать ключи, позволившие человечеству открыть тайны Природы и Вселенной, казавшиеся до этого долгое время священными и магическими. Павел Муратов следующим образом писал об этом феномене: «Вера в безграничные владения человеческой мысли и в ее верховные права составляет существеннейшую черту в духовном образе кватроченто. Проявляя ее, Возрождение провело тем самым резкую пограничную линию, отделяющую его от Средневековья. Оно так дорожило ею, что охотно пожертвовало ради нее глубиной былого мистического опыта, красотой прежних чувств, не знавших над собой воли разума».

Давид у Палаццо Веккьо
Давид у Палаццо Веккьо

Блестящее «мрачное Средневековье»
Имена трех главных «звезд» Ренессанса – Рафаэля, Леонардо и Микеланджело известны любому ребенку, а мировая художественная культура в творчестве этих гениев нашла свою вершину и ориентир для последующих поколений. Но наследие эпохи Ренессанса это не только шедевры «божественной троицы», оно было создано коллективными усилиями нескольких поколений — многих тысяч художников, скульпторов и архитекторов, философов, поэтов и писателей, ученых, историков, инженеров, археологов-антикваров; в не меньшей степени — их покровителей меценатов: банкиров, монархов, аристократов, римских пап и кардиналов; а также путешественников-первооткрывателей, купцов, ремесленников, ювелиров, виноделов, полководцев, наемников, авантюристов, астрологов  и многих других.
Важно помнить, что с эпохой Возрождения – Ренессанса связан усвоенный нами со школы стереотип о «мрачном Средневековье» и сменившем его «великом Возрождении». Это в корне неверное противопоставление, ведь без средневекового наследия, без этой мощной и богатой основы Ренессанс был бы невозможен, хотя он и был построен во многом на его отрицании. В самом деле, итальянское Средневековье с XI века и по середину XIV века вовсе не было мрачным. Напротив, в это время Италия (и в первую очередь Тоскана), оказавшись в центре мировых торговых путей, снова переброшенных через Средиземное море после завоеваний итальянских Морских республик и Крестовых походов, переживала невиданную эпоху расцвета и превратилась тогда в центр мировой экономики, через который текло все золото мира. Свидетельством той эпохи остаются грандиозные соборы и огромные тесные каменные города, разбросанные по всей Тоскане.

Панорама Флоренции
Панорама Флоренции

Настоящее «мрачное Средневековье» наступило в Италии только после 1348 года, когда по стране прокатилась эпидемия Черной чумы, уничтожившая почти половину ее жителей. Еще до чумной катастрофы Флоренция пережила собственное «предвозрождение», озаренное гениями Джотто и Данте, переведшими местную живопись «с греческого на латынь», а литературу — с латыни на итальянский и счастливо не дожившими до кошмара Чумы. После чумной катастрофы Италия действительно на несколько десятилетий погрузилась в своего рода коллективной психоз, когда множество ее жителей стали воспринимать окружающую действительность исключительно как греховный морок и сонм соблазнов. Тем ярче был приход нового столетия – Кватроченто («XV век» по-итальянски), которое можно сравнить с пробуждением после тяжелой болезни, когда человек заново открывает для себя цвета, запахи и звуки окружающего прекрасного мира – вдыхает полной грудью воздух наступившей весны. Сам термин Ренессанс-Возрождение связан, однако, не с этим «физиологическим» возрождением после болезни, а с возрождением культурным – возрождением искусства античности, все еще буквально лежавшим под ногами итальянцев в XV веке. Надо отметить, что Древний Рим, античный образец, был основой и ориентиром всего средневекового итальянского искусства, начиная уже с его первого расцвета в XI-XII веках. Этот соблазн Античности всегда был очень высок — достаточно вспомнить пизанские Собор и Башню XI-XIII веков, грандиозные колонные симфонии из белоснежного мрамора, или казус флорентийского Баптистерия, реально построенного в XI столетии, но до ХХ века считавшегося во Флоренции «древнеримским храмом Марса». Эти средневековые «проторенессансы», однако, имели скорее имитационный и фрагментарный характер, мастера той эпохи заимствовали из античного искусства понравившиеся им приемы, не воспринимая их как систему, не изучая для этого трактатов античных авторов и т.д.

Купол собора Санта Мария дель Фьоре
Купол собора Санта Мария дель Фьоре

Колыбель Ренессанса
Значение Возрождения XV-XVI веков и его главное отличие от предшествовавших средневековых «предвозрождений-проторенессансов» состоит в том, что  это в первую очередь интеллектуальный феномен. Многие художники и архитекторы  Ренессанса не принадлежали к профессиональной цеховой среде, а были скорее книжниками-интеллектуалами, по крупицам собиравшими и переводившими с греческого и арабского античные трактаты и стремившиеся воплотить принципы «великих древних» в реальной практике своего времени. Эта колоссальная работа дала ключи, посредством которых Античность была воспринята и усвоена систематически и многосторонне, а не фрагментарно и произвольно как в Средние века. Большую роль в быстром распространении и успехе новой эпохи сыграло недавно открытое книгопечатание, произведшее тогда подлинную информационную революцию. Ученый зодчий Ренессанса не просто пытался построить наилучший храм или частный дворец, но и должен быть доказать, что здание идеально подходит для его предназначения и места его строительства и соответствует заветам великого искусства древних, опубликовав для этого трактат с изложением этих доказательств. Ранний Ренессанас первоначально вырос из интеллектуальной игры, тешившей  самолюбие знати и окружавших их художников, философов и поэтов, в уподобление «цезарям Древнего Рима», но вскоре вышел далеко за эти рамки, достигнув наивысшего расцвета в позднереспубликанский период истории Флоренции под покровительством ее просвещенных синьоров – Козимо (Старшего) и Лоренцо (Великолепного) Медичи.

Уфицци, Понте Веккьо и коридор Вазари
Уфицци, Понте Веккьо и коридор Вазари

Мастерская Нового Времени
Флоренция, колыбель и столица Ренессанса, впервые видящему ее гостю кажется совершенно средневековым – суровым и каменным городом с узкими темными улицами, в просветах которых в городскую тесноту вдруг врываются колоссальные мраморные громады соборов Санта Мария дель Фьоре, Санта Кроче и Санта Мария Новелла, дворца Синьории, или частных палаццо: резиденций Медичи-Риккарди, Строцци, Антинори и т.д. Этот город совсем не похож на европейскую парадную столицу Нового времени, вроде Парижа, Петербурга или Вены — здесь нет зеленых бульваров и широких проспектов, облик Флоренции типичен для всех остальных средневековых городов Тосканы. В этом нет противоречия – ведь Флоренция это мастерская, где была создана культура Нового времени, но «стены и крыша» этой «мастерской» тогда уже существовали, их возвели еще в «мрачное Средневековье». Все прочие европейские столицы никогда не стали бы собой без «полусредневековой» Флоренции, ведь вся их будущая архитектура была выдумана и впервые обрела плоть здесь – в разбросанных в теле средневекового города шедеврах возрожденной правильной манеры «all’antica», наконец-то пришедшей на смену варварской Готике (это ведь именно готы в свое время разрушили Рим). Над всей Европой Нового времени парит гигантский купол, выстроенный первым «возрожденцем» Флоренции Филиппо Брунеллески над готической базиликой Санта Мария дель Фьоре.

Триумфальная арка Уффици

Мировая Сокровищница
Важнейшим чисто ренессансным градостроительным ансамблем во Флоренции остается ее главная сокровищница – галерея Уффици, первоначально выстроенная Джорджо Вазари, главным архитектором и фактически «министром культуры» первого тосканского великого герцога Козимо Медичи для «уффиций» (офисов, контор), тогдашних «протоминистерств» только что созданного Медичи государства. Уффици построены двумя параллельными корпусами и образуют целую улицу, ведущую от ратушной площади Синьории к реке Арно и связанную с ней великолепной аркой. Почти сразу же после строительства Уффици стали и вместилищем великогерцогской художественной коллекции, превратившись со временем в один из первых музеев Европы, в драгоценнейший ларец, где хранятся главные богатства мировой культуры. «В этом здании, построенном герцогом Козимо для размещения государственных канцелярий, архивов и присутственных мест, собрано теперь духовное наследство Флоренции — ее книги, ее картины. В силу странной случайности оно было основано как раз тогда, когда настала эпоха собирания и изучения […]. В других галереях можно ценить стройность научно-исторического расположения. Здесь об этом не хочется думать. У этого места есть свой дух, свое особенное значение. Длиннейшие светлые галереи, такие бесстрастные и строгие, настраивают серьезно. Из одних окон видно превосходно рассчитанную перспективу карнизов с башней Палаццо Веккио в конце, из других — течение Арно. В этом есть своя красота, не совсем чужая к тому же красоте старых флорентийских церквей и лоджий Брунеллески» (Муратов).



Booking.com

Где остановиться во Флоренции – гостиницы и городские виллы-отели

Роскошный пятизвездочный отель Four Seasons Hotel Firenze 5* располагается в центре Флоренции во дворце XV века, более 300 лет принадлежавшем знаменитым графам Герардеска, и в здании монастыря XVI века, между которыми разбит итальянский сад площадью 4,5 га. К услугам гостей мишленовский ресторан, 2-этажный спа-центр с процедурными кабинетами, турецкой баней, тренажерным залом и террасой с бассейном и гидромассажной ванной – booking.com

Пятизвездочный отель Baglioni Relais Santa Croce 5* расположен в центре Флоренции рядом с собором Санта Кроче в здании дворца XVIII века с роскошными интерьерами, украшенными фресками. В некоторых номерах есть ванная комната с тропическим душем, а также сауна либо турецкая баня. В ресторане отеля подают блюда, приготовленные из свежих продуктов с соседнего рынка Сан-Амброджо – booking.com

Пятизвездочный отель St. Regis Florence 5 * расположен в центре Флоренции в историческом дворце на берегу Арно с прекрасным видом на Понте Веккьо. В отеле есть ресторан, спа, тренажерный зал и роскошные номера с антикварной мебелью — booking.com

Пятизвездочный отель LHP Hotel River & SPA 5* расположен в особняке XIX века на набережной Арно в 5 минутах ходьбы от собора Санта Кроче и 10 минутах — от Уффици. Номера с паркетным полом и исторической мебелью оформлены в современном стиле. К услугам гостей – спа, терраса с видом на реку, ресторан и бар – booking.com

Пятизвездочный вилла-отель Villa Cora 5* расположен в 1 км от центра Флоренции рядом со знаменитыми Садами Боболи в здании виллы XIX века в окружении парка с открытым подогреваемым бассейном. Номера отеля выдержаны в классическом стиле и обставлены старинной мебелью. В отеле работает оздоровительный центр с сауной, турецкой баней и фитнес-центром. В ресторане отеля подают лучшие блюда и вина Тосканы – booking.com

Четырехзвездочный бутик-отель Principe 4* расположен во дворце 1860 г. на набережной Арно в центре Флоренции в 10 минутах ходьбы от Галереи Уффици. Этот элегантный отель сочетает в себе старинный шарм и современные удобства, из окон номеров и из бара на крыше открывается прекрасная панорама на набережные и мосты Арно. В отеле Principe предоставляется бесплатная парковка — booking.com

Четырехзвездочный отель Plaza Hotel Lucchesi 4* находится на набережной Арно в 5 минутах ходьбы от собора Санта Кроче и 10 минутах — от Уффици. В ресторане подают блюда местной кухни. Гости могут отдохнуть на крыше с бассейном и баром, откуда открывается одна из лучших панорам в центре Флоренции – booking.com

Четырехзвездочный отель Horto Convento 4* расположен в центре Флоренции в 1 км от дворца Питти и Уффици в отреставрированном комплексе бывшего монастыря. На территории отеля есть ухоженный сад и бассейн. Из окон номеров открывается вид на сад, номера оснащены кондиционером, ванные — тропическим душем – booking.com

Четырехзвездочный отель Grand Hotel Minerva 4* с бассейном и террасой-солярием на крыше расположена в центре Флоренции неподалеку от центрального ж-д вокзала. Из бара на крыше открывается вид на главные флорентийские соборы Санта Мария дель Фьоре и Санта Мария Новелла – booking.com

Четырехзвездочный отель The Moon Boutique Hotel 4* расположен в центре Флоренции в 10 минутах ходьбы от центрального ж-д вокзала. Только что реновированный отель располагает общим лаунджем. Все номера оснащены кондиционером и кофеваркой, в некоторых номерах есть гидромассажная ванна или собственная сауна – booking.com 

Как добраться до Флоренции. Аэропорты, железные дороги и автострады

Тосканская столица Флоренция расположена в северо-восточной части региона у подножия Апеннинских гор, разделяющих Тоскану и Эмилию-Романью, на пересечении ж/д и автострад, ведущих из Рима на север через континентальную Италию и Болонью, с магистралями отходящими к западному побережью Тосканы через Пизу, портовый город Ливорно и Лукку.

Аэропорты. Международный аэропорт Флоренции Peretola Amerigo Vespucci (FLR) расположен в непосредственной близости от города. Он считается вторым аэропортом Тосканы после пизанского. В аэропорт Флоренции осуществляют рейсы компании Alitalia, AirFrance, KLM, Dolomiti, Swissair, Vueling и др. Прямых рейсов из России в аэропорт Флоренции пока нет.
В часе езды от Флоренции расположен международный аэропорт Пизы Galileo Galilei (PSA), крупнейший международный аэровокзал региона Тоскана. В 2017 году Пизу связали с Москвой прямые рейсы российских авиакомпаний Победа и S7 Airlines. Достаточно удобно добираться до Пизы из России рейсами Alitalia (+Аэрофлот и Россия), Lufthansa и др. В десятки городов Европы из аэропорта Пизы выполняет рейсы крупнейшая лоукост авиакомпании Ryanair, а также Easyjet, Alitalia, British Airways, KLM, Air France, Delta и многие другие.

!!!С марта 2022 прямое авиасообщение между Россией и Италией приостановлено. Наиболее удобным способом попасть в Тоскану для туристов из России (Италия выдает туристические визы и впускает по ним россиян) — лететь в Италию через Стамбул в аэропорты Болоньи, Рима и Милана!!!

В часе с небольшим езды от Флоренции расположен международный аэропорт Болоньи Guglielmo Marconi (BLQ), главный аэровокзал крупного итальянского региона Эмилия-Романья. В Болонью прямые рейсы из Москвы осуществляет авиакомпания Аэрофлот в партнерстве с Alitalia. Рейсы в Болонью выполняют авиакомпании Lufthansa Dolomiti, Ryanair, United, Air Canada и другие.
На расстоянии 2-3,5 часов езды от Флоренции расположены аэропорты Генуи, Милана и Рима.

Железные дороги и автострады. Главный ж/д вокзал Флоренции Санта Мария Новелла (Firenze Santa Maria Novella) расположен в историческом центре города в 10 минутах ходьбы от кафедрального Собора. Сюда прибывают высокоскоростные поезда, следующие с юга из Неаполя/Рима на север в Болонью и далее в Милан или Венецию. Из Флоренции региональными и междугородними поездами можно отправиться на запад в ПизуЛиворно и далее на юг вдоль побережья Мареммы в сторону Рима, либо через Лукку и Виареджо отправиться на север в сторону Лигурии — в Ла Специю, Чинкве Терре, Геную и т.д.
Автострады. К флорентийской объездной автостраде подходит платная автострада, ведущая с юга из Рима и Перуджи к Болонье, Милану или Венеции; платная автострада, ведущая к Лукке, Виареджо и далее на север через Ла Специю, Геную в Милан, Турин и Монтекарло/Францию; а также бесплатные суперстрады на Пизу и Ливорно, а также на Сиену.

Укажите дату и направление тура (откуда-куда)

Для частных групп я делаю блиц-фотосессию на зеркальную фотокамеру (около 30 снимков) в подарок. Ваши фотографии на фоне городских и сельских пейзажей Тосканы помогут сохранить память об этих замечательных местах и о времени, проведенном в прекраснейшем регионе Италии.

ivane77@gmail.com
+393319966738