Средневековая ЛУККА, винный городок МОНТЕКАРЛО, термы БАНЬИ ДИ ЛУККА, горная долина ГАРФАНЬЯНА



Booking.com

Площадь амфитеатра в Лукке

Лукка – “машина времени” в Средние века
Город Лукку (Lucca) нельзя назвать одной из главных столиц мирового туризма, ведь здесь нет «чудес света», подобных знаменитой Башне в соседней Пизе (массовый турист, к сожалению, в Пизе больше ничем и не интересуется). Гостей и туристов в Лукке при этом всегда много, причем значительная часть из них уже здесь бывала и возвращается в этот город не в первый раз – в Лукку редко приезжают люди, впервые оказавшиеся в Италии. Что их сюда привлекает? На первый взгляд, Лукка ничем не выделяется на фоне своих знаменитых соседей — в Средние века Лукка была в тени Пизы, тогда великого мирового мегаполиса.

Со времен позднего Средневековья место уже поверженной Пизы и богато увядавшей Сиены заняла Флоренция – «новые Афины», открывшая эпоху Ренессанса и подарившая человечеству новый мир, в котором мы живем до сих пор. С великой эпохой Возрождения в истории Лукки связан скорее лишь курьез — великий первопроходец Ренессанса Филиппо Брунеллески, строитель купола флорентийского собора, во время похода Флоренции на Лукку предложил перегородить течение реки Серкио и направить его на осажденный город. Удача изменила Брунеллески — река вместо Лукки хлынула на лагерь флорентийцев, вынужденных в беспорядке разбежаться.
У меня есть ответ – в Лукке «уютно»… Лукка это приятный буржуазно-фешенебельный город, здесь царит атмосфера в хорошем смысле мещанского уюта. Уют этот — не скучный уют современной «одноэтажной» Европы или Америки, а особое очарование итальянского мещанства, причем не современного, но старинного — многовекого. Лукка была и остается богатым городом, но главное здешнее богатство – это история, причем история эта — не мертвая, какой в избытке в других городах Тосканы и Италии, а живая. История здесь не мумифицирована, как в Пизе, не превратилась в сувенирно-туристический конвейер, как во Флоренции или Венеции.

История в Лукке хоть и остановилась много веков назад, но продолжает заявлять о себе до сих пор. Размеренные местные жители не изменяют привычке хорошо одеваться и выходить вечером на аперитив и прогулку, а на спектакли в небольшой, но знаменитый благодаря местному уроженцу композитору Джакомо Пуччини, театр «Джильо» дамы ходят в мехах и брильянтах. Исторический центр Лукки, окруженный мощными бастионами XVI-XVII века, превосходно сохранил средневековую городскую среду, практически не изменившуюся за последние 400-500 лет, средневековые церкви, дома и башни соседствуют здесь с дворцами купцов и банкиров более поздних эпох Ренессанса и Барокко.

Именно в Лукке больше, чем в любом тосканском городе чувствуешь себя в «машине времени», ведь из всех блестящих средневековых тосканских городов-республик только республика Лукки дожила до XIX столетия. Независимость она потеряла лишь в 1805 году, когда была объединена с Пьомбино в новое «Княжество Лукки и Пьомбино» и подарена Наполеоном Бонапартом его сестре Элизе. Этот эпизод должен быть на слуху у русского читателя, ведь с фразы Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы Марии Федоровны: «Ну, что, князь, Генуя и Лукка стали не больше, как поместьями фамилии Бонапарте» начинается «Война и мир» Л.Н. Толстого. История города, при этом, началась не Средние века, а значительно раньше – почти 2300 лет назад. В конце III века до Н.Э. на месте уже существовавшего здесь небольшого поселка лигуров, римские легионеры основали свой военный лагерь, превратившийся впоследствии в настоящий город. Само название Лукка по всей видимости происходит от галло-лигурийского слова «лук», обозначавшего болотистую местность – здесь действительно случались сильные наводнения, вызываемые разливами реки Аузер (ныне Серкио). В 180 г. до НЭ Лукка стала римской колонией, а ее граждане приобрели права римского гражданства.

До сих пор город сохраняет некоторые черты античной Лукки, в первую очередь — геометрию городских улиц, которая в основном совпадает с древнеримской регулярной системой равных прямоугольных кварталов. Главная городская площадь при храме Архангела Михаила по-прежнему расположена на месте античного форума, но самым важным свидетельством, дошедшим до нас от древнего Рима, остается античный амфитеатр, чья арена превратилась в городскую площадь необычной овальной формы. В эпоху Темных веков, наступивших в Италии и Европе после гибели Западной Римской империи в V веке, Лукка, как вся Тоскана, многократно переходила из рук в руки все новых варваров-завоевателей. В 476 году город захватили остготы, столетие спустя готов выбили из Италии «восточные римляне» византийцы, но на смену готам вскоре пришли еще более суровые варвары – лангобарды, превратившие Лукку в одну из трех столиц своего королевства.

На фоне общего одичания и деградации мрачного периода Темных веков Лукка пострадала меньше и стала возрождаться быстрее других тосканских городов. В этом было повинно и ее географическое положение – вместо заброшенной античной «магистрали» Виа Аурелия, ведшей из Рима на север в Галлию вдоль Тирренского и Лигурийского морей, появился новый главный транситальянский торгово-паломнический маршрут Виа Франчиджена, который переместился вглубь материка и проходил в том числе и через Лукку. В VIII веке Лангобардское королевство завоевали франки, а их король и новоиспеченный Император Карл Великий сделал Лукку столицей графства, а затем и всей Тосканской Марки. В XII веке после смерти последней ее владелицы графини Матильды Каносской Лукка, как и многие важные города Тосканы превратилась в независимую коммуну – республику, быстро разбогатевшую за счет активной международной торговли, которая, однако, все еще находилась в тени своей могущественной и враждебной соседки — Пизы, расположенной в устье Арно всего в 20 километрах.

Золотой век Лукки наступил в эпоху Треченто (итальянское название XIV столетия), одновременно со все нараставшим упадком Пизы, получившей «смертельное ранение» в легендарной битве при Мелории в 1284 году. Своего наивысшего могущества Лукка достигла во время диктатуры знаменитого Каструччо Кастракани, вождя тосканских гибеллинов, великого воина и талантливого политика, подчинившего Пизу, разгромившего войска гвельфской Флоренции и воспетого два столетия спустя знаменитым политическим теоретиком Ренессанса Никколо Маккиавели. После нелепой смерти Кастракани Лукка надолго впала в анархию, однако несмотря на многие попытки флорентийцев завоевать ее сумела остаться независимой республикой. Даже в XVI веке, когда коммунальная эпоха в истории Италии осталась в далеком прошлом а всю Тоскану объединили в единую монархию великие герцоги Медичи, Лукка сумела избежать участи других небольших республик. Маленькое государство превратилось во внутритосканский «офшор», банковскую столицу и модный среди европейской аристократии «курорт и игорный дом», сохранившись вплоть до вторжения армий Наполеона в Италию.

Цитадель Монтекарло

Монтекарло – винная цитадель провинции Лукки
В получасе езды от Лукки, столицы средневековой республики, независимой до начала XIX века, расположен Монтекарло, один из красивейших «борго» — малых городов Тосканы. Название Монтекарло происходит от латинского «Mons Karoli– Карлова гора», своим именем этот город-крепость действительно обязан своему основателю императору Карлу IV Богемскому-Люксембургскому, защитившему Лукку от захвата флорентийцами в XIVвеке. Именно Карл в 1333 году построил этот форпост близ богатой торговой Лукки на вершине холма Черрульо. Выгодное стратегическое положение – с башен Монтекарло открывается обзор на всю окрестную равнину от Апеннинских гор до Тирренского моря, позволяло контролировать важный участок стратегической «Франкской Дороги» (Via Francigena), ведшей из Франции и Северной Европы в Рим. Надо сказать, что укрепленное городское поселение под названием Вивинайя на холме Черрульо существовало на месте Монтекарло еще с X века н.э. В начале XIV столетия в эпоху правления Луккой тирана Каструччо Кастракани, удачливого военачальника, мечтавшего объединить всю Тоскану,  два столетия спустя удостоившегося похвалы флорентийца Никколо Макиавелли, замок Вивинайя был перестроен и укреплен. Однако, уже в 1331 году — через три года после смерти Кастракани — Вивинайя была уничтожена флорентийцами, собиравшимися завоевать соседнюю Лукку.
На помощь союзникам-луккезцам пришел Карл Богемский (тогда еще Люксембургский), будущий король чешский и император Священной Римской империи. Карл не только защитил Лукку от завоевания Флоренцией, но и восстановил главную крепость на восточной границе Республики. Вместо разоренной Вивинайи для ее обездоленных жителей на горе Черрульо лучшие зодчие Карла в 1333 зодчие возвели новую цитадель и борго – посад. В 1437 году, однако, Монтекарло окончательно попал в руки Флоренции, под властью которой и оставался до объединения Италии в середине XIX века. Спустя семь веков Монтекарло сохранил главную свою гордость – цитадель XIV века, которую окружает «борго», ныне населенный всего лишь четырьмя тысячами жителей, но могущий похвастаться десятками старинных зданий и церквей (в том числе — и собором св. Андрея), но также и настоящим (хоть и маленьким) старым оперным театром.

Винная цитадель. Своей главной славой в последние несколько веков крохотный Монтекарло обязан однако вовсе не военным подвигам, гораздо большую известность этому городу принесли местные виноделы. Вся история этого города неразрывно связана с вином, ведь даже замок, стоявший на месте Монтекарло до XIV века, носил название Вивинайя (Vivinaia), т.е. Виа Винайя – Винная Дорога. Впервые местное вино было упомянуто в юридическом документе 846 года, где говорится, что его делают «отжимая виноград три раза по правилам».

На протяжении последующих веков главным источником доходом местного населения стало именно производство красного вина «ясного и чистого как киноварь», а также белого вина Треббьяно, сделавшегося в XV-XVI веке весьма ценимым и продаваемым вином во Флоренции, получившим признании великих герцогов Тосканы и даже римских пап. В XIX-XX веках вина Монтекарло своей известностью были обязаны местному виноделу Джулио Маньяни, владельцу винодельни Fattoria Marchi Magnani (ныне Mazzini), во второй половине XIX века начавшему работать в Монтекарло с французскими сортами из Бордо — Каберне Совиньон и Фран, Мерло Семийон, Совиньон Блан, Руссан, из Долины Роны – Руссан и Сира, бургундскими Пино Блан и Шардонне. Наибольшего успеха он добился с купажами традиционного местного Треббьяно с французскими белыми сортами – к началу ХХ века белые вина из Монтекарло, получившие известность и признание под прозвищем «Шабли из Монтекарло», не исчезали со столов итальянской аристократии и даже итальянской королевской семьи Савойя. Известно, что в 1930 году на свадьбе принца Умберто Савойского (впоследствии — последнего короля Италии) и Марии-Жозе Бельгийской подавали вина из Монтекарло.

Винная контролируемая зона DOC Montecarlo была установлена еще в 1969 году — одной из первых в Италии. Ее производственный  регламент регулирует в настоящий момент производство белых, красных и десертных вин.  Главное вино Монтекарло – белое вино Montecarlo Bianco DOC  должно производиться в виде сложного купажа: его основу (40-60%) составляет Треббьяно Тоскано (Trebbiano Toscano), остальные 40-60% должны составлять Семийон, Пино Гриджо, Пино Бьянко,  Верментино, Совиньнон Блан и Руссан — минимум три из этих сортов, общей долей 40-70%.

Кроме того, регламент Montecarlo DOC разрешает производить сортовые белые вина из Верментино и Совиньон Блана (доля в вине – не менее 85%) с указанием соответствующего сорта на этикетке. Красное вино Montecarlo Rosso DOC дожно иметь в основе Санджовезе ( 50-75%), к которому разрешено добавлять Канайоло Неро, Мерло и Сира в любых пропорциях при общей доле 15-40%, а также Чиледжоло, Колорино, Мальвазия Нера, Каберне Совиньон и Каберне Фран при общей доле 10-30%. Кроме того, регламент Montecarlo DOC позволяет производить три красных сортовых вина: из Сира, Каберне Совиньона и Мерло (общая доля — от 85%), а также традиционное тосканское десертное вино из заизюмленного винограда: белое Vin Santo и красное Vin Santo Occhio di Pernice.

Водный курорт Баньи ди Лукка
Термальный городок Баньи ди Лукка (Bagni di Lucca – «Бани Лукки») расположен в предгорьях Апуанских Альп у слияния рек Лима и Серкьо неподалеку от развилки дорог, ведущих от великолепного средневекового города Лукка к городкам долины Гарфаньяны и главному тосканскому горнолыжному курорту Абетоне. Первое историческое упоминание курорта относится к 56 г. до н. э., когда триумвиры Помпей, Цезарь и Красс, договорившись о «разделе мира» в Лукке, отправились отдохнуть в луккезские «бани». Лечебные свойства местных вод были хорошо известны на протяжении всей Античности и Средневековья, но подлинного расцвета курорт достиг в XVIIIXIX веках на излете истории Республики Лукки и накануне образования единого Итальянского Королевства.  В это время термы Лукки в «тосканской Швейцарии» сделались моднейшим аристократическим курортом и игорным домом. В ту эпоху здесь были построены несколько термальных комплексов, казино и игорные дома, здание академического театра и даже англиканская церковь с кладбищем. Относительный упадок курорт настиг на рубеже ХХ века, когда среди европейской элиты вошел в моду летний отдых на море. Ныне из всех терм Баньи ди Лукка функционируют лишь термы Жан Варро (Jean Varraud), знаменитые своими паровыми пещерами, а также тем, что здесь находился игорный дом, где когда-то впервые в истории сыграли в рулетку.
Термы Жан Варро в свою очередь являются частью трёхзвёздочного термального отеля Hotel & Terme Bagni di Lucca 3*.  Термы питает мощный источник с сульфатно-карбонатно-кальциевыми водами, температурой 54°С, обладающими мощным терапевтическим эффектом против заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, гинекологических, дерматологических и ревматических – booking.com

Гарфаньяна – красивейшая долина в горах Тосканы
Главным символом Тосканы в массовом сознании остаются ее винные холмы, среди которых темнеют каменные громады древних городов и «борго», не менее знаменита и роскошная тосканская морская Ривьера. Мало кто, однако, считает Тоскану горным краем. Этот стереотип совершенно несправедлив, ведь в Тоскане есть горы, и их «много»: с севера и востока этот регион отделяет от соседней Эмилии-Романьи высокий хребет Апеннин. Он отходит от Тирренского моря на северо-западе в курортной области Версилья, пересекает с запада на восток весь итальянский «сапог» и выходит на побережье Адриатики южнее Римини. Помимо главного тосканского горнолыжного курорта Абетоне одним из самых красивых уголков горной Тосканы остается область так называемой Гарфаньяны (Garfagnana), протянувшаяся к северу от средневековой Лукки в горной долине реки Серкьо (Serchio) между между приморскими Апуанскими Альпами с их скалистыми горными пиками на востоке и основным хребтом Тосканских Апеннин с их пологими склонами на западе. Гарфаньяна славится особенной живописной красотой и разнообразием своих пейзажей, ведь перепад высот здесь составляет от 132 до 2054 метров над уровнем моря.

Кроме того, Гарфаньяна интересна и наличием небольших горнолыжных курортов Кареджине (Careggine), Казоне-ди-Профеккья (Casone di Profecchia), Пассо-делле-Радичи (Passo delle Radici) не таких известных как Абетоне, однако также оборудованными обслуживаемыми горнолыжными трассами и дорожками для беговых лыж. Отдельным преимуществом Гарфаньяны является ее близкое расположение от Лукки и Пизы (50 и 70 километров) и курортов Версилии (50 километров от Форте дей Марми по самой короткой дороге).Гарфаньяна известна не только прекрасной природой, но и древней культурной историей, свидетелями которой остаются ее старинные замки и средневековые города Барга и Кастельнуово, а также легендарный Чертов Мост, переброшенный через бурные воды Серкьо еще в XIV веке.

Изначально Гарфаньяна была заселена кельто-лигурийскими племенами, разгромленными и депортированными после долгой и кровавой войны с римлянами в первой половине I века до нашей эры. После падения Римской империи Гарфаньяна стала владением лангобардов, затем была включена Карлом Великим в состав Тосканской Марки. В XIV веке Республика Лукка пыталась аннексировать Гарфаньяну, Каструччо Кастракани смог захватить большую часть долины, но после смерти воинственного синьора Лукки Гарфаньяна оказалась разделена между Феррарой, Луккой и Флоренцией.
Северная часть Гарфаньяны вместе с городком Кастельнуово делла Гарфаньяна (Castelnuovo della Garfagnana) ушла под власть герцогов Феррары д’Эсте, наместником которых в XVI веке несколько лет был знаменитый ренессансный поэт Лудовико Ариосто, боровшийся с промышлявшим в горах грозным разбойником Моро дель Силлико. Напоминанием о губернаторе-поэте остается крепость Рокка Ариостеска, символ города Кастельнуово, высящаяся на его центральной площади Пьяцца Умберто I.

Барга
Судьба расположенного южнее города Барга (Barga) сложилась иначе – его жители, измученные непрерывными осадами со стороны Лукки и Пизы, предпочли в 1341 году подчиниться Флоренции, что оказалось правильным историческим выбором. Символом Барги, как древнего важного хозяйственного и транспортного узла, остается само название города: «Барга» от «barca» (барка) и его герб – изображение корабля-барки на горе. Именно на таких барках сплавляли лес и другие ценные материалы по полноводному Серкьо до самого моря. Флорентийская республика, а затем великие герцоги Медичи и Лорена не оставляли своим вниманием Гарфаньяну, откуда получали ценное сырье, предоставляя в обмен защиту и щедрые налоговые льготы. В течение XV-XVII веков Барга пережила подлинный расцвет, памятниками которому остаются фешенебельные дворцы местной аристократии, такие как палацци Панкраци, Бальдуини, Бертакки, а также местную ратушу.

Но главным архитектурным символом Барги остается ее древний собор св. Христофора (San Cristoforo), где смешались поразительной красоты архитектурные и декоративные элементы романского и готического стилей. Главным украшением интерьера храма остается великолепная мраморная кафедра XIII века работы Гуидо Бигарелло ди Комо. С площадки перед собором открывается захватывающий вид на долину, окруженную величественными Апуанскими Альпами с разбросанными там и сям живописными деревушками. Значительную часть жителей Барги сейчас составляют представители английской и американской художественной богемы, массово скупавшие здесь жилье в течение последних десятилетий.

Гротта дель Венто
В двадцати минутах езды от Барги располагается «Пещера Ветра» – Гротта-дель-Венто (Grotta del Vento), представляющая собой гигантскую карстовую полость в горной цепи Апуанских Альп у подножия горы Пания-Секка. Длина пещеры составляет около 4500 метров, а общий перепад высот в ней – 120 метров. Внутри пещеры воздух имеет постоянную температуру 10,7 ° C, летом холодная и плотная воздушная масса выходит из нижнего отверстия пещеры («холодный рот») и заменяется наружным воздухом, который втягивается через верхнее ее отверстие («горячий рот»), зимой циркуляция воздуха имеет обратный характер. Из-за такого активного «воздухообмена» пещера и получила свое названия Грота Ветров. Впервые пещера была обнаружена в 1898 году, когда сюда забралась четырехлетняя девочка по имени Беттина. Но подлинное ее открытие состоялось лишь в 1929, когда флорентийская группа Итальянского альпийского клуба исследовала первые 60 метров грота, и в 1961 году, когда спелеологи Серджио Требби и Джанкарло Пазиниера открыли и топографически обследовали более 700 метров пещеры

Они обнаружили грандиозный подземный «дворец» с множеством сталактитов, сталагмитов, с несколькими подземными озерами и даже с окаменелыми останками доисторического пещерного медведя. Ныне в пещере создано три туристических маршрута, продолжительностью 1, 2 и 3 часа, оборудованных бетонными дорожками, перилами и электрическими системами; и два приключенческих маршрута, оборудованных только лестницами и страховочными тросами.

Чертов Мост
Чертов мост, исторически называвшийся мостом Марии Магдалины (Ponte della Maddalena) из-за стоявшей здесь часовни, перекинут через реку Серкьо в деревне Борго-а-Моццано в провинции Лукка. Свое название мост получил из-за своей конструктивной формы – бòльшая часть моста состоит из грандиозной арки, строительство которой казалось недоступным человеческим силам без привлечения сил потусторонних. Гигантская арка, перекинутая через «фарватер» реки Серкьо, позволяла свободно проходить под собой баркам из Верхней Гарфаньяны, груженым лесом и другим ценным сырьем, либо проносится бурным потокам реки во время половодий, не причиняя ущерба мосту. Впервые мост в Борго а Моццано был построен еще по приказу графини Матильды Каноссской в XI веке, но существующий мост бы возведен уже в XIV веке легендарным воинственным правителем Лукки Каструччо Кастракани.

Легенда, однако, приписывает его строительство нечистой силе: когда мастер-каменщик, которому было приказано возвести мост, отчаялся выполнить приказ из-за непрерывных и стремительных разливов реки Серкьо, он призвал себе на помощь сатану. Дьявол сообщил мастеру-строителю, что он завершит работу за одну ночь в обмен на первую душу, которая пересечет мост. Каменщик принял условия, и строительство было чудесным образом завершено. Но дьявол оказался в дураках – вместо себя каменщик отправил через мост собаку. Местные жители утверждают, что до сих пор в последний вечер октября на мосту можно увидеть призрак белой собаки, в которую вселился дьявол, разыскивающий обманувшего его мастера.

Изола Санта
Изола Санта (Isola Santa) – это деревня, расположенная в Апуанских Альпах в Гарфаньяне на высоте 550 метров над уровнем моря, которая выросла из убежища перед горным перевалом на пути из Гарфаньяны в приморскую Версилию. Большая часть деревни ныне скрыта под водохранилищем на речке Туррит Секка, перегороженной в 1948 году плотиной гидроэлектростанции. Каждые десять лет водохранилище «спускают», и из воды снова появляются полуразрушенные жилые дома, мельница и даже каменный мост. Верхняя часть деревни, включая церковь Сан-Якопо XIII века, оставшаяся над водой, также была заброшена на несколько десятилетий. К счастью, в последние годы она была тщательно отреставрирована и превратилась в популярный отель — booking.com



Booking.com

Где остановиться в Лукке. Отели и виллы

Исторический термальный пятизвездочный отель Bagni di Pisa – The Leading Hotels of the World 5* расположен в городке Сан Джулиано Терме в 10 минутах езды на автомобиле или электричке от исторического центра Лукки  – booking.com

Пятизвездочный отель Hotel Villa Casanova 5* расположен в уединенном тосканском загородном особняке 18-го века в 15 минутах езды от Лукки среди зелени холмов в большой сосновой роще – booking.com

Новый четырехвездочный отель Palazzo Dipinto 4* с просторными номерами расположен в самом сердце исторического центра Лукки – booking.com

Четырёхзвёздочный отель San Luca Palace 4*, отреставрированный в 2008 году расположен в центре Лукки в здании дворца 1540 года постройки – booking.com

Четырехзвездочный отель Palazzo Alexander 4* расположен  центре Лукки рядом с Порта Сан-Донато. В номерах отеля – деревянные полы, ванные комнаты отделаны мрамором – booking.com

Четырехзвездочный отель Villa la Principessa 4* с бассейном и рестораном находится в здании герцогского загородного дворца в окружении парка в 4 км от центра Лукки – booking.com

Сельская вилла-винодельня Fabbrica Di San Martino, построенная в 1735 году в стиле рококо, расположена в 6 км от центра Лукки. К услугам гостей открытый бассейн, элегантные апартаменты и люксы. Винодельня Fabbrica di San Martino производит из винограда на старой лозе великолепные классические вина – booking.com

Как добраться до Лукки. Аэропорты, железные дороги и автострады

Средневековый город Лукка расположен в 20 минутах езды от Пизы и в часе – от Флоренции, вокруг этих городов завязаны все транспортные потоки Тосканы, в них же расположены крупнейшие аэропорты региона, в Ливорно рядом с Пизой также находится главный тосканский торговый и круизный порт.
Аэропорты. В получасе езды от Лукки расположен аэропорт Пизы Galileo Galilei (PSA)крупнейший международный аэровокзал региона Тоскана. В 2017 году Пизу связали с Москвой прямые рейсы российских авиакомпаний Победа и S7 Airlines. Достаточно удобно добираться до Пизы из России рейсами Alitalia (+Аэрофлот и Россия), Lufthansa и др. В десятки городов Европы из аэропорта Пизы выполняет рейсы крупнейшая лоукост авиакомпании Ryanair, а также Easyjet, Alitalia, British Airways, KLM, Air France, Delta, Vueling и многие другие. В аэропорту Пизы расположен крупнейший в регионе пункт автопроката с большим выбором компаний и автомобилей.
Вторым по близости от Лукки является международный аэропорт Флоренции Peretola Amerigo Vespucci (FLR). В полутора-двух часах езды от Лукки расположен международный аэропорт Болоньи Guglielmo Marconi (BLQ), главный аэровокзал крупного итальянского региона Эмилия-Романья. В Болонью прямые рейсы из Москвы осуществляет авиакомпания Аэрофлот в партнерстве с Alitalia. Рейсы в Болонью выполняют авиакомпании Lufthansa Dolomiti, Ryanair, United, Air Canada и другие.
На расстоянии 2-4 часов езды от Лукки расположены аэропорты Генуи, Милана и Рима.

Железные дороги и автострады. Железнодорожный вокзал Лукки (Stazione di Lucca) расположен на ж/д линиях, ведущих из Пизы и Виареджо во Флоренцию. В Пизе и Виареджо (около 20 минут езды) можно пересесть на поезда Рим-Пиза-Генуя-Милан; во Флоренции (более часа езды) – на поезда, следующие из Рима в Болонью и далее в Венецию или Милан.
Рядом с Луккой проходит автострада Пиза/Виареджо-Лукка-Флоренция.

Программы и тарифы туров в Лукку и Монтекарло на на комфортабельном минивэне часов для групп до 6-7 человек:

Лукка и Монтекарло расположены недалеко от Пизы, в связи с чем можно совместить их посещение.  Я предлагаю два варианта  8-часовых авто-экскурсий в Лукку и Монтекарло.
1.  Авто-экскурсия в Пизу и Лукку: экскурсия в Пизе, обед в ресторане/энотеке, экскурсия в Лукке.
2. Авто-экскурсия в Лукку и Монтекарло: 2-часовая экскурсия по  Лукке, дегустация или обед в одной из лучших виноделен округи Монтекарло, Экскурсия в Монтекарло.
Стоимость обеих программ при выезде из района Пизы, Лукки, Ливорно, Форте дей Марми – Виареджо, Монтекатини Терме – 300 евро (на всю группу); при выезде из Флоренции – 350 евро.

Программы и тарифы туров из Лукки аналогичны программам и тарифам туров из Пизы

Укажите дату и направление тура (откуда-куда)

* Для частных групп я делаю блиц-фотосессию на зеркальную фотокамеру (около 30 снимков) в подарок. Ваши фотографии на фоне городских и сельских пейзажей Тосканы помогут сохранить память об этих замечательных местах и о времени, проведенном в прекраснейшем регионе Италии.
ivane77@gmail.com
+393319966738