Сиена. Золото Треченто

Подробнее о турах в Сиену — https://www.toscana-tour.ru/siena/ Прекрасная Тоскана, кажущаяся раем на земле для гостящих здесь путешественников, большую часть своей истории была местом непрерывной и кровавой междоусобной борьбы между соседями, память о которой до сих пор жива среди местных жителей. И это объяснимо, ведь здешний край в большей степени живет историей, чем современностью, а «настоящая» история здесь началась три тысячи лет назад в эпоху этрусков. Несмотря на то, что этрусский язык «умер» и забыт, а сами этруски покорились Риму в III веке до н.э., древний народ не исчез с лица своей земли. Как показали недавние генетические исследования, большая часть населения современной Тосканы является прямыми генетическими потомками древних этрусков, которые унаследовали у предков не только безупречное художественное чувство, но и страсть к раздору и ссорам с ближайшими соседями.

Сиена. Пьяцца дель Кампо
Сиена. Пьяцца дель Кампо

 

В наши дни эта склочность проявляется в основном в рассказах, о том какие «исчадья ада» населяют соседнюю Флоренцию, Сиену, Пизу, Ливорно и т.д. – список можно продолжать до бесконечности. В античную эпоху Этрурия, включавшая земли современной Тосканы, а также часть Умбрии и Лацио, не была единым государством, а состояла из двенадцати городов-государств, не ладивших друг с другом. В Средние Века Тоскана вновь разделилась на множество враждебных государств, жители которых часто были беспощадны к соседям. Свидетельством накала страстей в Тоскане в Средние века может служить описание безымянного сиенского летописца знаменитой битвы при Монтеаперти, когда войско Сиены в 1260 году наголову разгромило превосходящие силы флорентийцев, собиравшихся поработить своих южных соседей:

  «Был уже вечер, но битва еще не стихла. Даже Геппо-дровосек перебил своим топором двадцать пять неприятелей. Флорентийцы кричали: «Мы сдаемся», но никто их не слушал. Тогда сжалившийся начальник войска Сьены созвал старших, и они решили отдать приказ: «Кто захочет сдаваться — того брать, а кто нет — тому смерть».  

Любое историческое явление имеет свою оборотную сторону – страшная традиция тосканской вражды вылилась не только в жутковатую историю кровавых конфликтов, но и в ожесточенное соперничество в области культуры и искусства, в первую между главными «столицами» Тосканы — Пизой, Сиеной и Флоренцией. Каждый из этих городов претендовал на статус «нового Рима» и пытался утвердить его в т.ч. средствами искусства – в первую очередь архитектуры, возводя грандиозные соборы, коммунальные дворцы – ратуши, крепостные сооружения и частные резиденции. Если в Пизе цивилизация в Тоскане впервые «началась заново» уже в XI-XII столетиях после долгого упадка Темных Веков, а веком Флоренции стало «Кваттроченто», пятнадцатое столетие – Век Ренессанса, то эпохой Сиены по праву считается «Треченто» — четырнадцатый век, ознаменованный буйным расцветом искусства Готики. Павел Муратов в этой связи уточнял: «Треченто было веком итальянской готики, и ни в каком другом городе в Италии нет столько готических воспоминаний, как здесь. Строго говоря, лучшим временем в истории Сьены было не столетие, начатое 1300 годом, но столетие, протекшее между битвой при Монтеаперти в 1260 году и великой чумой 1348 года, от которой  никогда больше не могла оправиться».

Кафедральный Собор Сиены
Кафедральный Собор Сиены

Ровесником великой победы Сиены над Флоренцией, открывшей «золотой век» в истории города, стал ныне существующей «Дуомо» — городской кафедральный собор, освященный три года спустя после битвы при Монтеаперти (1263). Здание, поражающие своим внешним и (в первую очередь) внутренним декором уже в начале следующего столетия перестало удовлетворять жителей Сиены, узнавших о начале строительства грандиозного собора Санта Мария дель Фьоре в ненавистной Флоренции. Тогда в Сиене задумали грандиозный план постройки нового собора, в который существовавший уже тогда Дуомо входил бы лишь составной частью, трансептом, а сам он должен был стать самым большим храмом в Италии и, может быть, во всей Европе.

 
Брошенный во время Черной Чумы 1348 г. "новый" Собор Сиены
Брошенный во время Черной Чумы 1348 г. «новый» Собор Сиены

Работы были начаты в 1340 году, но продолжались недолго: их прервала чума 1348 года, к этому времени здание уже обрело почти законченную форму – были выстроены боковые нефы с грандиозными арками и столбами, которые оставалось соединить сводами центрального нефа, но ему не суждено было появиться. До сих пор эти исполинские конструкции свидетельствуют о крушении надежд на первенство, которые питала «высокомерная», по приговору Данте, Сиена. После нашествия «Черной чумы» в середине XIV века Сиена сохраняла независимость еще два столетия вплоть до покорения испанскими войсками императора Карла V в 1555 году, передавшего город в распоряжение своего вассала – великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, хозяина Флоренции. С тех пор Сиена превратилась в политическое и культурное захолустье, новые здания здесь почти не строились, что позволило городу сохранить до наших дней свой средневековый облик в неприкосновенному виде.