Галерея Уффици

Флорентийская Галерея Уффици — это самый посещаемый художественный музей Италии, в год здесь бывает более двух миллионов гостей. Это неслучайно, ведь в Уффици хранится самая богатая на планете коллекция искусства эпохи Ренессанса — здесь находятся бесценные шедевры, собранные домами Медичи и Лорена за пять веков правления столицей Тосканы. Уникальность галереи Уффици в том, что — это важнейшая и интегральная часть флорентийской культуры: город Флоренция невозможно представить без своего главного музея, а ядром коллекции Уффици являются именно шедевры флорентийского Возрождения — эпохи, когда Флоренция на два с лишним столетия стала центром художественной культуры всей Европы, и во многом были сформулированы идеи и принципы, на основе которых зиждется ныне привычный для нас мир. Именно гении Ренессанса стали искать ключи, позволившие человечеству открыть тайны Природы и Вселенной, казавшиеся до этого долгое время священными и магическими. Благодаря своему грандиозному культурно-художественному достоянию 400-тысячная Флоренция, не являясь ныне ни мировым мегаполисом, ни европейской столицей, остается одним из главных городов мира, а в клинической психиатрии нервный срыв, вызванный изобилием окружающих предметов искусства, носит название именно «флорентийского синдрома».

Боттичелли, «Весна». 1482

В наши дни Галерея Уффици — это главная сокровищница столицы Тосканы, хранящая ни с чем не сравнимое художественное достояние, где можно увидеть главные шедевры флорентийского Ренессанса, блестящие свидетельства расцвета флорентийского гения: тысячи живописных полотен, грандиозную коллекцию рисунков и графики, античные скульптуры, миниатюры и гобелены. Представление о составе коллекции можно составить по краткому списку основных залов музея: Джотто и Дуэченто (XIII в.), Интернациональная готика, Раннее Возрождение, Филиппо Липпи — Поллайолло, Боттичели, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Андреа дель Сарто, Микеланджело, Мантенья и Беллини, Дюрер, Перуджино и Синьорелли, Понтормо и Россо Фьорентино, Тициан и Себастьяно дель Пьомбо, Веронезе, Караваджо и др.

Леонардо да Винчи, «Благовещение». 1475

Великолепная художественная коллекция Уффици размещается в не менее прекрасном архитектурном окружении, ведь здание Галереи является важнейшим ренессансным градостроительным ансамблем в «преимущественно средневековой» Флоренции.  Строительство Уффици было начато в 1560 году Джорджо Вазари, не только архитектором и художником, но и фактически «министром культуры» первого тосканского великого герцога Козимо Медичи для «Уффиций» (офисов, канцелярий) — тогдашних «протоминистерств» только что созданного Козимо I государства. Уффици построены двумя параллельными корпусами и образуют целую улицу, ведущую от ратушной площади Синьории к реке Арно и связанную с ней великолепной «триумфальной» аркой. Очевидно, что именно Вазари принадлежит идея строительства Уффици не только для размещения герцогской канцелярии, но и с «добавлением» к ней в залах верхнего этажа галереи для размещения скопившихся у Медичи художественных сокровищ. Это неслучайно – ведь строитель галереи Джорждо Вазари известен нам в первую очередь, как первый «настоящий» историк искусства. В главном своем труде — знаменитых ≪Жизнеописаниях≫ Вазари опубликовал творческие биографии всех прославленных художников, скульпторов и архитекторов Италии (но в основном – Флоренции), начиная с Чимабуэ (1240-1302) и заканчивая Микеланджело (1475-1564). Благодаря книге Вазари, изданной в 1568 году, шедевры мастеров, воспетых в ≪Жизнеописаниях≫, стали ценить и коллекционировать, что привело и к скорому превращению Уффици в первый музей Европы.

Микеланджело, «Тондо Дони», 1506

Страсть к коллекционированию была присуща всем «хозяевам» города из династии Медичи. Начиная с прихода в власти в 1434 году «отца отечества» Козимо Старого (1389—1464) все синьоры Флоренции были страстными любителями античности, меценатами и покровителями художников. Столетие спустя основатель тосканской монархии великий герцог Козимо I (1519-1574) также постоянно стремился к украшению города, однако, не будучи большим знатоком искусства, он доверился в этом вопросе Вазари. Плодом сотрудничества щедрого монарха-мецената и лучшего в то время «искусствоведа» и стало появление будущего музея Уффици. Собирательство, сбережение и пополнение уникальных художественных коллекций оставалось священным долгом дома Медичи перед городом вплоть до смерти в 1737 году последнего великого герцога Джан Гастоне. Смена династии могла дорого обойтись Флоренции, но сестра последнего герцога Анна Мария Луиза дей Медичи подписала с воцарившимся в 1737 году в Тоскане домом Лорена (Габсбургов – Лотарингских) знаменитое ≪Семейное соглашение≫, согласно которому городу Флоренция отходили все художественные коллекции семьи Медичи, включая Уффици, и ничто из этих коллекций не могло быть вывезено за пределы города. Герцоги Лорена, правившие Тосканой вплоть до 1860 года, оказались не менее щедрыми и бережливыми хозяевами Флоренции, чем Медичи. Именно им принадлежит честь открытия в 1769 году в стенах Уффици первого в Европе музея современного типа с научно систематизированной коллекцией и с размещением выставленных картин по хронологии и живописным школам.

Караваджо, «Вакх». 1596
  • Галерея Уффици открыта ежедневно кроме понедельника с 8.15 до 18.30, вход последнего посетителя — в 17.30.
  • Выходные дни — каждый понедельник, 25 декабря, 1 января.

Галерея Уффици — один из самых популярных музеев мира, он часто переполнен, в «живой очереди» на вход в Уффици можно потерять значительное время. Для комфортного посещения музея билеты в Уффици стоит приобретать заранее онлайн. Но наиболее полное впечатление от посещения Уффици можно получить лишь во время полноценной экскурсии: