Церковь “Мадонны Шипа» в Пизе. Символ тосканской готики

Пиза. Церковь Мадонны Шипа (XIV в.)
Пиза. Церковь Мадонны Шипа (XIV в.)

Мадонна Шипа. Ныне существующая в Пизе церковь Санта Мария делла Спина была возведена в XIV веке для хранения священной реликвии – шипа (la spina по-итальянски) из тернового венца Спасителя, ныне хранящегося в церкви св. Кьяры у Соборной площади. Несмотря на свои миниатюрные размеры, церковь считается лучшим готическим храмом Пизы. Золотой век Пизанской морской республики, совпавший со строительством грандиозных храмов  (включая знаменитую Башню), пришелся в основном на эпоху более раннюю – на XI-XIII века. В Пизе все началось раньше, чем в остальной Тоскане, даже пизанский Успенский собор на 200-300 лет старше соборов в Сиене и Флоренции. К 1300 году эпоха грандиозных строек Пизе закончилась – здесь было построено уже все, что можно было построить. На Треченто — «готический» в Тоскане XIV век, несмотря на упадок пизанского военного могущества, приходится расцвет искусства более камерного – скульптуры. Стараниями отца и сына Николы и Джованни в Пизе возникла лучшая в Италии на протяжении XIII-XIV веков скульптурная школа. «Пизанцы» работали на всем Апеннинском полуострове, создавая порой грандиозные шедевры, такие как собор Сиены. Церковь «Мадонны Шипа» создавалась несколькими поколениями лучших  скульпторов Пизы: Джованни Пизано, Джовани ди Бальдуччо, Андреа Пизано с сыновьями Нино и Томмазо. Работы растянулись почти на полвека (1322-1368), но в их результате появился символ искусства готики во всей Тоскане.

Варварская Готика. Важно помнить, что сам термин «готика» изначально был ругательством, изобретенным теоретиками Ренессанса в XV-XVI столетиях для обозначения «варварского», занесенного в Италию из германской заальпийской Европы искусства (готы – варвары, разрушившие Рим). Главным объектом для их сарказма была именно готическая архитектура, в первую очередь, грандиозные готические соборы. Их архитекторов обвиняли в том, что они не настоящие зодчие (не читали Витрувия не учились ордерам у древних), а ремесленники-ювелиры, раздувшие свои драгоценные поделки до исполинских размеров. В случае с Мадонной Шипа это определение работает на сто процентов, ведь главным предназначением церкви было именно сохранение священной реликвии. Это и в самом деле драгоценный ларец-реликварий, увеличенный до размеров настоящей церкви. До неудачной реставрации в конце XIX века церковь Санта Мария делла Спина производила еще большее, чем сейчас впечатление. Тогда большая часть еще скульптурного убранства была заменена на копии и перевезена в пизанский художественный Музей Сан Маттео, обладающий одной из лучших (наряду с Пинакотекой в Сиене) коллекций средневекового искусства в Тоскане и Италии.